Get Adobe Flash player

 

ИСТОРИЮ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ

Страницы биографии ПМЗ.

 

  В 60-х годах перед страной, пережившей страшные годы войны, стояла задача восстановления и развития промышленности, усиления экономического и оборонного потенциала страны. В 1960 году Харьковский завод «ФЭД» возглавил Леонид Степанович Рыжов - опытнейший хозяйственник, умелый руководитель. Он стал инициатором строительства новых производственных площадей. Рыжов любил строить. «Хозяин» - в первую очередь говорят о нем люди, работавшие рядом. Решая задачи расширения производства, наращивания производственных мощностей, руководство предприятия в начале 1969 года принимает решение о создании за пределами Харькова филиала завода. Для этого нужно было найти место, населенный пункт, где можно было бы возводить заводские цеха и находить свободные людские ресурсы, чтобы обеспечить будущий завод рабочими и инженерно-техническими работниками. Выбор пал на город Первомайск Луганской области, где и был найден подходящий объект - неработающая шахта им. В.Р. Менжинского. Угольные пласты здесь были выработаны, добыча угля не велась, шахтеры перешли на другие шахты. Городские и областные власти положительно отнеслись к предложению организовать промышленное предприятие. На территории бывшей шахты предстояло создать современный машиностроительный завод. В первую очередь организовали работу отдела кадров и созданного строительного участка, руководителем которого назначили Валентина Яковлевича Сопина - он стал первым строителем Первомайского машиностроительного завода. Начальником филиала был назначен Петр Наумович Мусиенко.

Темпы работ были высокими. В апреле 1969 года из Харькова перевезли первые металлообрабатывающие станки. В Первомайск командировали специалистов и бригады квалифицированных рабочих. За короткое время, до конца 1969 года, прошли обучение рабочим специальностям 262 человека. В мае 1969 года начал работать первый механический участок, старшим мастером которого был назначен Валерий Иванович Криворотько, а 1 июня 1969 года был запущен второй механический участок, где старшим мастером стал Олег Иванович Атаманчук. Производство стремительно расширялось, усложнялось управление. В августе 1969 года директором филиала был назначен Леонид Григорьевич Федоров, а 12 сентября 1969 года приказом №282 министра авиационной промышленности СССР П.В. Дементьева «О создании завода по производству гидроагрегатов и топливной аппаратуры» на базе Первомайского филиала Харьковского машиностроительного завода им. Ф.Э.Дзержинского организован Первомайский машиностроительный завод - ПМЗ.

12

     Пятнадцатилетний период с 1970 по 1985 год в истории развития завода явился наиболее бурным как в техническом росте предприятия, так и в освоении новых видов изделий. Развитие авиации в это время отмечено созданием как всемирно известных истребителей Су-27, МиГ -29, пассажирских самолетов Як-42, транспортно-пассажирских Ан-74, вертолетов Ми-8, Ми-24, Ка-50, так и целого ряда их модификаций. Это была авиационная техника нового поколения - более сложная, оснащенная новейшими системами управления. Становились сложнее и гидроагрегаты. Планируемое расширение производства на ПМЗ требовало современных зданий, отвечающих требованиям времени. В мае 1970 года было начато возведение первого производственного корпуса. Корпус №101 с бытовыми помещениями был сдан под монтаж оборудования 25 декабря 1971 года. К январю 1972 года завод получил 326 единиц нового оборудования и был занят перебазировкой механических цехов №10 и №20. За десять лет реконструировались старые помещения бывшей шахты, а на пустыре вырос новый завод. Постепенно производство перешло от изготовления отдельных деталей и узлов к выпуску готовых изделий. В 1973 году начался выпуск насосной станции 465 МТВ, агрегатов Д1А, НП-52 и ряда других изделий. В 1980 году завод освоил и приступил к серийному выпуску сложных топливорегулирующих агрегатов ПН-40, КА-40 и НР-40.

3 4

     В 1974 году директором ПМЗ назначается Анатолий Юрьевич Братков. Выпускник ХАИ, начинал работать на ПМЗ заместителем начальника филиала, затем главным инженером. В семидесятые годы на заводе внедряются новые технологические процессы: термической обработки и гальванических покрытий, продолжается промышленное и жилищное строительство, возводятся объекты соцкультбыта.

5

С 1979 года предприятие возглавляет Леонид Александрович Усов, работавший до этого начальником производства. Выпускник ХАИ, за девять лет прошел путь от мастера до директора завода. Под его руководством в 1981 году завод приступил к освоению новых изделий: авиационных насосов НП-117, НП-114, насосных станций НС-60, НС-60-2. Это стало значительным шагом в повышении технического уровня завода. Были внедрены новые технологические процессы: литье в кокиль, литье под давлением, никелирование. С 1985 года завод приступил к освоению изделия 86П-6. Расширение номенклатуры выпускаемых изделий требовало увеличения производственных площадей. В 1986 году вводится в эксплуатацию сборочный корпус, в 1988 году - административный. За это время заводу 12 раз присваивалось звание «Лучшее предприятие города». Приказом министра завод был удостоен очень почетного в то время звания «Предприятие имени ХХVII съезда КПСС».

На долю Л.А.Усова, как и на долю предприятия, пришлись не только трудные годы роста и развития завода, но и годы перестройки, глубокой конверсии и «смутных девяностых».    После 1991 года директору ПМЗ пришлось решать совершенно новые задачи - выводить завод из кризиса и сохранять работоспособный коллектив. В связи с разрывом внутренних связей между бывшими республиками СССР заводу пришлось переориентироваться на внутренний рынок. В 1992 году освоен выпуск гидротрансмиссий для сельхозтехники, завод включился в государственную программу «Автомобилестроение». Год 1993 был самым трудным. Появились резкие перебои с электроэнергией, газом. Цены на энергоносители повышались буквально каждый день. Потери, которые понесло предприятие, составили 1,5 миллиарда карбованцев. Руководитель предприятия в эти дни усиленно искал выход из тяжелейшего положения. Проведенная на заводе реструктуризация позволила сбалансировать численность работающих и их загрузку. Для того чтобы сохранить завод, расширяется сотрудничество с предприятиями угольной промышленности, сельскохозяйственными кооперативами. В сложнейших экономических условиях - оборотных средств нет, высокие цены, сильный налоговый пресс, отсутствие поддержки со стороны государства - завод преобразуется в открытое акционерное общество. Правлением ОАО «ПМЗ» поставлена задача - не только удержать завод в работоспособном состоянии, но и изменить ситуацию в плане увеличения объемов производства и реализации продукции, стимулировать работу по выплате задолженности по заработной плате, погашению задолженности в бюджет, расширению номенклатуры выпускаемых изделий. Предприятие продолжает принимать участие в реализации государственных программ «Автомобилестроение», «Украинский автобус особо большой вместимости», сотрудничает со 140 сельхозпредприятиями. С 1998 по 2001 год освоено мелкосерийное производство интегральных рулевых механизмов с нагрузкой на управляющую ось от 7,5 до 9т для Львовского автобусного завода, Кременчугского завода грузовых автомобилей, ПО «Южмаш», Киевского авиационного завода «Авиант».

     Вернуться на рынок авиационной техники удалось только с организацией на базе ОАО «ПМЗ» в апреле 2001 года ЗАО «Первомайский механический завод». За сравнительно небольшой промежуток времени предприятие погасило долги по заработной плате, недоимки в бюджет, пенсионный фонд, увеличились темпы роста товарной продукции. Предприятие восстанавливает свой производственный потенциал, уровень технологии и качества.

   С декабря 2007г. Леонид Александрович Усов избран председателем Наблюдательного совета ПМЗ. Председателем правления ПМЗ назначен Владимир Николаевич Солодилов, выпускник ХАИ 1978 .

   2

Свой трудовой путь Владимир Николаевич начал на предприятии с должности сменного мастера механического цеха.

С 2008г. на заводе проведено техническое перевооружение производства за счет технологического оборудования мирового уровня. Осуществление таких масштабных преобразований стало возможно благодаря инвестиционной политике акционера ЗАО «ПМЗ» - компании «Афина Паллада». На сегодняшний день в модернизацию производства и техническое переоснащение предприятия вложено около 38 миллионов гривен. Ввод в эксплуатацию автономного производственного комплекса и целого ряда прогрессивного современного оборудования поднимает предприятие на новую ступень развития - выпуск авиационной техники 4-го и 5-го поколения, на уровень ХХI века.

С октября 2011г. председателем правления ПМЗ назначен Владимир Николаевич Белобров, так же выпускник ХАИ.

 

ВЕХИ ИСТОРИИ

Первомайского механического завода

 

Апрель 1969 года - в г.Первомайске открыт филиал Харьковского машиностроительного завода им. Ф.Э.Дзержиннского.

Май 1969 г . - Начал работу первый механический участок.

1 июня 1969 г . - Запущен второй механический участок.

Август 1969 г . - директором Первомайского филиала ХМЗ назначен Леонид Григорьевич Федоров.

12 сентября 1969г. - приказом № 282 министра авиационной промышленности СССР основан Первомайский машиностроительный завод.

Май 1970 г . - начато возведение первого производственного корпуса №101.

25 декабря 1971г. - корпус №101 сдан под монтаж оборудования.

1971г. - начато сооружение водонапорно-насосной станции и 6 резервуаров для воды на 3000 куб.м.

Январь 1972г. - получено 326 единиц оборудования, начата перебазировка механических цехов №10 и 20 в новые помещения.

1972г. - сдача в эксплуатацию детского комбината «Колокольчик» на 280 мест.

1973 г . - начат выпуск насосной станции 465 МТВ, агрегатов Д1А, НП-52.

197 4г. - директором ПМЗ назначается Анатолий Юрьевич Братков.

1975г. - построена и введена в эксплуатацию заводская котельная.

1976г. - введен в строй кузнечно-прессовый участок площадью 705 кв.м

1979г. - завод возглавляет Леонид Александрович Усов.

За 10 лет на заводе освоены и выпускаются такие изделия как ПС4, ПС5, МН-4В, ТА-12, АД-5, АД-6Е, ГА-192, ГА-230, ГА-211, АУР-86, ГА-171, РД19, ГА231 и др. Численность работников завода более 3,5 тысяч.

1979-1980г.г.- предприятием освоен выпуск сложных топливорегулирующих агрегатов ПН-40, КА-40, НР-40.

1979г. - сдана в эксплуатацию станция нейтрализации.

1980г. - вводятся в эксплуатацию корпус 132, компрессорная станция и высокая зона 101-го корпуса, термический и гальванический цеха, трансформаторная подстанция.

1981г.- завод приступил к освоению авиационных насосов НП117, НП114, насосных станций НС-60, НС-60-2.

1981г. - введен в эксплуатацию литейный цех площадью 3596 кв.м.

1981г. - построен 170-квартирный девятиэтажный дом малосемейного типа.

1982г. - построена и начала работать 2-х этажная заводская столовая на 530 посадочных мест. Завод осваивает выпуск товаров народного потребления - смесителей для ванной и кухни, наборов для ванной комнаты, телевизионных антенн дециметрового диапазона.

1983г. - сдана новая автоматизированная заводская проходная на 6 пропускных кабин, помещения отдела кадров, АТС и ВОХР.

1984г. - сооружение склада горюче-смазочных материалов, парка стальных горизонтальных резервуаров и насосной станции, комплекс сооружений мазутохранилища, градирни площадью 195 кв.м. Введена в эксплуатацию производственная часть 102-го корпуса - цех 20. Построен детский комбинат «Журавушка» на 280 мест.

Заводу присвоено почетное звание - им. ХХVII съезда КПСС.

1985г.-1986г. - ввод в эксплуатацию сборочного цеха площадью 6720 кв.м. Начато освоение изделия 86П6. Построена компрессорная высокого давления.

1987г. - вводятся в эксплуатацию склады-ангары: участок порезки, цех 28, склад металла. Смонтирован и запущен гибкий производственный комплекс ГПК производства Югославии в цехе 20.

1988г. - сдан административный 6-ти этажный корпус.

1990г. - закончено сооружение водонапорно-насосной станции, введена в эксплуатацию административно-бытовая часть корпуса 102 - ц.20 и сварочный участок ц.28.

1991г. - провозглашение независимости Украины.

1992г.- освоен выпуск гидротрансмиссий для сельхозтехники. Завод включен в государственную программу «Автомобилестроение».

1994г. - введен в эксплуатацию участок литья под давлением площадью 314 кв.м, достроен гараж на 60 автомашин. Построена турбаза «Бобры» - 4 домика на 60 мест.

1995г.- завод конверсионное предприятие, выпускает насосы НШ-15 и товары народного потребления.

1997-1998г. - сотрудничество с сельхозпредприятиями и горнодобывающими предприятиями. Реструктуризация предприятия.

1999г. - приказом Фонда госимущества Украины №1622 завод преобразован в ОАО «ПМЗ».

2000-2001г. - освоен выпуск рулевых механизмов с нагрузкой на управляемую ось от 7,5 до 9 тонн.

2001г. - организовано ЗАО «Первомайский механический завод». Погашена задолженность по заработной плате, долги в бюджет и пенсионный фонд.

2002г. - предприятие возвращается на рынок авиационной продукции, начинает восстанавливать технологии и производственный потенциал, возобновляет сотрудничество с российскими предприятиями «Салют», «Рубин» и др.

2003-2004г. - ввод в эксплуатацию обрабатывающих центров «HERMLE» и «MAZAK», новой компрессорной станции.

2005-2007г. - освоение изделий для новых типов пассажирских самолетов АН-140, АН-148. Сотрудничество с авиапромышленными предприятиями СНГ: АК «Рубин», ОАО НПП «ЭГА», ММПП «Салют». Освоение деталей серии НП160, НП123, АУВНА, АУКПВ, САУ-2000 и др.

2008г.- в состав акционеров ЗАО «ПМЗ» входит компания «Афина Паллада». Начинается реорганизация структуры предприятия, составляется программа технического переоснащения завода, внедряются современные энергосберегающие технологии.

2009г. - освоены новые изделия НП 90 млн. и воздушная заслонка. Закончен монтаж автономного промышленного комплекса, полностью оснащенного оборудованием производства ведущих европейских фирм. Вводится в эксплуатацию современное электроэрозионное и электроискровое оборудование, вакуумная и ультразвуковая установки для обработки и промывки деталей, установка для диффузионной сварки, трехкоординатная измерительная машина и др.

В сентябре 2009 года завод отмечает 40-летие со дня своего основания.

 

2010г – согласно  нового Закона Украины «Об акционерных обществах» завод переименовывается в «частное акционерное общество «Первомайский механический завод»

Октябрь 2011г. – решением Наблюдательного совета ЧАО «ПМЗ» председателем правления назначен  Белобров Владимир Николаевич